Происхождение и развитие тайцзицюань.

Чэнь Чжэнлэй


Чтобы получить представление об истоках возникновения искусства тайцзицюань, необходимо уяснить понятие "тайцзи". Тайцзи - это тайсюй (оба понятия используются в древней китайской философии, означают Космос, некую первозданную субстанцию. -Прим. пер.). Атрибутом "тай" (большой, космический) является "цзи" - гипотетический предел бесконечности, то, что еще не произошло во вселенной; "сюй"- это космическая пустота, отсутствие материальных предметов, обитель Великого духа, источник Света, начало всех начал. Движение рождает светлое начало (ян), покой порождает темное начало (инь). Непрерывное взаимодействие этих двух начал лежит в основе тайцзи.

Инь-ян - эта важнейшая категория древней философии - призвана объяснить взаимодействие и взаимозаменяемость всего сущего во всем разнообразии предметов и явлений. В основе концепции лежит единство противоположностей, взаимопереход одного в другое; этот же принцип лег в основу боевого искусства, и именно по аналогии с философской категорией оно получило название тайцзицюань (цюань - досл. кулак; в широком понимании - искусство кулачного боя. -Прим. пер.). Движения в комплексах тайцзицюань строятся на бесконечных взаимопереходах и трансформациях противоположностей (инь-ян, жесткости (ган) и мягкости (жоу), внутреннего настроя и внешних проявлений, действий верхней и нижней частей тела, замедлений и ускорений, формы и содержания, движений по ходу разматываемого клубка (шунь) и против (ни).

Занятия тайцзицюань требуют полной самоотдачи и длительных тренировок - только в этом случае можно овладеть мастерством (гунфу) "пять инь - пять ян", т.е. проникнуться духом тайцзи. Такой уровень мастерства подразумевает органическое сочетание естественности и справедливости духа, истинности и чистоты духа, баланса инь-ян, координации всех проявлений и форм энергии тела: внутренней, внешней, верхней, нижней.

Искусство танцзицюань ведет свое начало из деревни Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань.

Деревня Чэньцзягоу расположена на горном перевале Цинфэнлин к востоку от уездного города Вэньсянь; шесть веков назад место, где находилась эта деревня, называлось Чанъянцунь. В историки-географическом описании уезда Вэньсянь сказано: "В первые годы под девизом царствования Хунъу (1368 - 1396) эпохи Мин (китайская династия 1368 - 1644 гг. н.э. -Прим. пер.) монгольское войско Тимура обороняло Хуайцинфу (уезд Басянь, в состав которого входил Вэньсянь, находился в ведении властей города Хуайцинфу); армия Минов, предпринимавшая многочисленные наступательные действия, так и не смогла взять этот город приступом. Когда же наконец город был покорен, император Тайцзу перенес свой гнев на народ, начались массовые репрессии, многочисленные убийства коренных жителей; три раза пронеслась над городом истребляющая волна императорского гнева. Все было опустошено, разорено. Впоследствии началось массовое переселение в этот район жителей из провинции Шаньси, поэтому в этих местах до сих пор существует присказка: "Спроси меня, откуда мои предки, и я отвечу - из провинции Шаньси".

Основателем династии Чэнь считается Чэнь Бу, родом из Цзэчжоуцзюнь (совр. город Пучэн) провинции Шаньси. Чэнь Бу несколько раз менял место жительства: вначале переехал в уезд Хунтунсянь провинции Шаньси, затем на седьмом году девиза царствования Хунъу (1374) перебрался в Хуайцинфу (совр. город Циньян). Чэнь Бу хорошо владел искусством кулачного боя и фехтования оружием; отличаясь добрым и отзывчивым нравом, снискал любовь и уважение соседей. Свое отношение к Чэнь Бу благодарные соседи выразили тем, что назвали его именем место, где он жил - Чэньбучжуан (чжуан-поселок. -Прим. пер.). После победы Народной революции 1949 года этот поселок вошел в состав уезда Вэньсянь и по настоящее время носит это название. Чэньбучжуан находился почти в низине, частые разливы заставили Чэнь Бу переехать в деревню Чанъянцунь, расположенную в 10 км от Вэньсянь.

Деревню Чанъянцунь пересекал глубокий овраг, и по мере усиления влияния семейства Чэнь в этих краях ее стали именовать Чэньцзягоу (досл. Овраг семейства Чэнь).

После переезда в Вэньсянь Чэнь Бу решил прочно обосноваться на этой земле и заложить основы семейного очага. Шестое поколение семейства Чэнь жило еще "под одной крышей", семья крепла и процветала - в седьмом поколении было уже несколько семейных хозяйств. Для защиты родных мест и обеспечения спокойствия во всем районе было создано общество, в котором молодое поколение обучалось боевому искусству.

Следует отметить, что все сведения об истории семейства до 1711 года почерпнуты из устных преданий, письменных свидетельств не сохранилось. Известно, что к 1711 году представитель десятого поколения Чэнь Гэн установил мемориальный камень в честь основателя рода, на котором была высечена краткая история жизни и деятельности Чэнь Бу. Много воды утекло за триста с лишним лет до момента появления первого письменного памятника, значительная часть сведений о людях, делах, событиях, связанных с изучением ушу, оказалась утраченной. Семейная хроника, в которой письменно зафиксировано историческое развитие цюаньшу (искусство кулачного боя), дает описание событий и людей начиная с девятого колена, когда главой рода являлся Чэнь Вантин.

В Историко-географическом описании уезда Вэньсянь и Семейной хронике Чэнь записано: "Чэнь Вантин был очень известным мастером цюаньшу в конце эпохи Мин. Рассказы о его необычном искусстве передавались из поколения в поколение".

Чэнь Вантин, второе имя Чэнь Цзоутин (1600- 1680), жил в конце эпохи Мин, начале Цин (эпоха Цин - 1644 - 1911. -Прим. пер.). Он был не только выдающимся воином, блестяще владел искусством кулачного боя и фехтования оружием, но также был человеком высокообразованным, склонным к теоретическим исследованиям. Особенно хорошо он был известен в провинциях Хэнань и Шаньдун. В то время в провинции Шаньдун было очень неспокойно, разбойники грабили и убивали людей, однако одно только упоминание о Чэнь Вантине действовало на бандитов устрашающе и являлось гарантией спокойствия.

На склоне лет пожилой мастер занимался обобщением материалов по цюаньшу, отбирал все лучшее из опыта других школ, разрабатывал теорию взаимодействия противоположностей инь-ян, составлял руководство по цзинло; занимаясь вопросами энергетических трансформаций и саморегуляции, создал целостную систему тайцзицюань на основе взаимодействия инь-ян, ган-жоу. Его система включала пять компмлексов тайцзицюань, комплекс "паочуй" (пушечные удары), "108 действий чанцюань" (чанцюань - досл. длинный кулак, в названии содержится аналогия с непрерывным потоком реки Янцзыцзян, китайское название Чанцзян - длинная река -Прим. пер.), спарринг "туйшоу" (досл. толчки руками), фехтование мечом, копьем, шпагой, четырехгранным хлыстом и спарринг "чжаньцян" (досл. склеившиеся копья). Следует отметить, что спарринговые комплексы отличались совершенно новым стилем, впервые разработанным Чэнь Вантином.

Многое из наследия Чэнь Вантина за долгие века было утрачено. Сохранились ода "Цюаньцзин цзунгэ"(Во славу кулачного боя) и один раздел "Чандуаньцзю" (Слово о преимуществах и недостатках или о длинном и коротком оружии). "Слово", в частности, содержит такие строки: "В преклонном возрасте вспоминаю с благодарностью прошедшую жизнь - годы борьбы за справедливость и спокойствие, не раз приходилось смотреть опасности в глаза. Сейчас же иногда коротаю время за книгой, пишу о боевом искусстве, не забываю пахать землю, с удовольствием передаю свой опыт внукам и племянникам...".

Своеобразие системы Чэнь Вантина заключено в следующем:

1. Сочетание искусства кулачного боя с саморегуляцией и сменой энергии (дыханием). Это правило относится к сфере "воспитания тела". Оно заимствовано у великого врача Хуа То, жившего в конце эпохи Хань (эпоха Хань - 206 г. до н.э.- 220 г. н.э. -Прим. пер.), предполагает сочетание подражания повадкам зверей и птиц (гибкости, зоркости, прыгучести) с дыхательными движениями. Такое подражание называется "Игры пяти зверей и птиц", впоследствии оно же легло в основу "цигун" (способ укрепления здоровья посредством применения силы "ци", т.е. живительной силы духа, цигунтерапия. -Прим. пер.) и внутренней саморегуляции.

Чэнь Вантин соединил систему координированных действий рук, глаз, корпуса, ног с саморегуляцией и энергетическими трансформациями, его искусство также подразумевает единство сознания, дыхания и действия, т.е. предполагает органическое единство внутреннего настроя (состояния) и внешних проявлений.

2. Сочетание ушу и учения о цзинло. Под цзинло понимают каналы, идущие от внутренних органов, по которым циркулирует дух и кровь, нарушения в системе этой циркуляции приводят к болезням. Правильная и бесперебойная циркуляция является залогом крепкого здоровья и долголетия. Чэнь Вантин, основываясь на результатах собственного опыта, обобщил принципы теории цзинло и создал комплексы тайцзицюань, все движения которых предусматривают круговые вращения.

3. Создание единоборства "туйшоу". Все системы ушу, пришедшие из древности, строились на пяти основных боевых действиях: ти, да, шуай, на, де (ти - толчок ногой; да - удар; шуай - бросок; на - досл. хватать, держать, предполагало прижатие артерий, жесткую фиксацию мышц, костей и суставов противника; де - падение, маневры ногами во время приземления. -Прим. пер.). Такие действия на практике могли привести к серьезным ранениям и травмам, поэтому в тренировках превалировала условность, символичность. Была разработана методика таких условных упражнений, однако, пользуясь подобной методикой, было очень сложно повышать уровень техники, поскольку она не позволяла в полной мере совершенствовать драгоценный опыт, накопленный многими поколениями мастеров. Учитывая все это, Чэнь Вантин создал единоборство туйшоу. Его система, сравнительно безопасная с точки зрения травматизма, явилась комплексным практическим руководством для отработки техники рукопашного боя.

4. Создание спарринговых систем фехтования копьями и шестами. Чэнь Вантин создал систему спарринга "чжаньцян", в основе которой лежит искусство непрерывного изменения позиций при постоянном контакте копий, а также систему "восемь гань" (гань - род палки, шест) - обе эти сис