Первая ступень. Овладение комплексами и уяснение упражнений.

Начинающим следует, прежде всего, отрабатывать навыки выполнения комплексов, следить за правильной стойкой, фиксируя внимание на структурных особенностях упражнений.
Через определенный период времени, овладев навыками выполнения того или иного комплекса, можно переходить к детальной отработке каждого упражнения. Такая методика позволяет научиться оптимальным образом генерировать энергию, совершенствовать силу и выносливость, добиваться успехов в боевом искусстве.
Остановимся на двух моментах, которые следует учитывать в процессе занятий.
1. Как уже неоднократно отмечалось, система Тайцзи-цюань исходит из постулата, что в движении заключено спокойствие, а в спокойствии заключено движение. Начиная занятия по системе Тайцзи-цюань, следует предельно сосредоточиться, отбросить всё постороннее.
2. В мыслях должно утвердиться полное спокойствие. Только таким образом можно инициировать движение энергии и создать предпосылки для последующих действий. В «Цюаньлунь» сказано: «Спокойствие воспитывает движение (подвижность), дух (энергия) почек стимулирует нервную систему». Китайская медицина утверждает, что «почки — это корни жизни», «хранилище инь и ян», основа жизнедеятельности, гибкости и ловкости.
Следует постоянно контролировать мягкость, плавность движений и последовательность действий.
Ежедневно рекомендуется делать около десяти повторений. Таким образом, за два месяца можно приобрести первичные навыки выполнения всего комплекса. Освоив комплекс в целом, можно приступать к последовательной работе над каждым упражнением

Вторая ступень. Правильная стойка, естественная расслабленность.

Под понятием «стойка» (шеньфа) подразумевается система требований, предъявляемых к различным частям тела в ходе занятий гимнастикой или боевым искусством. Чтобы научиться принимать правильную стойку, прежде следует приобрести навыки расслабления. Например, снимать напряжение в костях, суставах, сухожилиях можно научиться при выполнении определённого цикла специально подобранных упражнений: «Сверхпрочная ступка», «Блокирование параллельным движением рук», «Развилка». Выполняя эти упражнения, необходимо добиваться состояния естественной максимальной расслабленности и минимального расхода сил.
В «Цюаньлунь» сказано: «Основа тела — правильная стойка, естественность стойки — это искусство». Что же вкладывал Чэнь Чансин в понятие «правильная стойка»? Этот вопрос уместно рассмотреть с двух точек зрения. Прежде всего, под правильной стойкой подразумевается центрированность корпуса, рук, ног, головы; вторым аспектом является умение поддерживать равновесие в сложных условиях, например, совершая наклоны, принимая различные позиции ног и т.п.
Расслабление — это естественная координированность и ориентированность всех частей тела вниз при опускании энергии в даньтянь. Начинающие, как правило, неверно понимают это требование, пытаются добиться успехов либо с помощью дополнительного вложения сил, либо уповают на поверхностную, а не внутреннюю, расслабленность. Для преодоления таких ошибок надо увеличить количество повторений, укреплять силу бёдер и больше уделять внимание упражнению «стоять столбом».
Это период занимает 3 — 4 месяца. За это время должны произойти качественные изменения в уровне подготовки ученика — он должен приобрести навыки ощущения процесса перемещения энергии.

Третья ступень. Углубление каналов цзинло, инициирование внутренней энергии.

Каналы цзинло связывают внутренние органы, позволяют энергии достигать любой точки организма, в том числе и в мышечной ткани, т.е. служат связующим звеном по направлениям вверх-вниз, внутрь-наружу, обеспечивают координацию между внешними движениями тела и перемещением внутренней энергии.
Энергия — это «тончайшая материя», формирующая и поддерживающая жизнедеятельность; энергию очень трудно наблюдать и чувствовать, её наличие можно определить органами чувств по изменениям в состоянии материальных предметов, на которые она воздействует.
Энергия человеческого организма имеет несколько источников:
первый — это врождённая энергия родителей, второй — это энергия, полученная в результате процессов метаплазии и физиологических процессов обмена веществ, происходящих в почках, лёгких и селезёнке. В «Цюаньлунь» сказано:

«Энергия — основа жизни, цзинло — это пути её; если нет пути, то нет и энергии».

Таким образом, только энергия, свободно и бесперебойно циркулирующая по цзинло, способна стимулировать подвижность и уверенность в движениях, предотвратить возникновение болезней и обеспечить результативность в боевом искусстве.
В предыдущем пункте раздела мы констатировали, что в результате 3-х или 4-х месячного периода тренировок ученик должен приобрести навык чувствования перемещения энергии. (Кстати сказать, к концу этого периода ученик начинает проявлять наибольший интерес к занятиям.) В связи с этим необходимо остановиться на одном важном явлении: энергия ученика зачастую протекает волнообразно, ощущение энергии проявляется периодически, а иногда вовсе исчезает. Это связано с не разработанностью каналов и их низким тонусом, а также отсутствием инициирующей силы. Поэтому следует обращать особое внимание на саморегуляцию, выработку умений сознательно концентрировать и направлять энергию (усилием воли под контролем сознания). Если где-то наблюдаются перебои, то можно ликвидировать их самостоятельным регулированием элементов стойки.
Тренировки должны проходить в медленном темпе, каждое движение (элемент) следует тщательно отрабатывать, добиваясь высокой степени подвижности и единства тела и энергии.
Только таким образом можно в течение определённого времени добиться естественности циркуляции энергии и постепенно преодолеть скованность.

Четвёртая ступень. Единство формы и энергии, кругообращение и взаимозависимость.

Под формой (син) понимают внешние проявления действий. С точки зрения медицины, форма и энергия едины, взаимозависимы и функционируют в комплексе.
В «Цюаньлунь» сказано, что воля управляет духом, дух руководит движениями, придаёт им естественность и внешнее оформление. В ходе многократных повторений упражнений, направленных на координацию формы и духа, можно добиться непрерывного кругообращения внутренней энергии. Если ученик прилежен, то он добьется единства внутреннего и внешнего, научится извлекать из покоя движение и естественно заканчивать движение покоем, сумеет эффективно использовать непреодолимую силу круговых движений. Если нет согласования между духом и формой или это согласование недостаточно, то возникают противоречия, оказывающие обратное воздействия на состояние энергии.
В основе данного этапа обучения должна лежать концепция единства формы и содержания, конкретным проявлением которой будет взаимосвязь воли, духа и внешнего проявления.
Одновременно следует уяснить, что положение кай-хэ какой-нибудь части тела является одним из проявлений положения кай-хэ всего тела. (Движение — это ян, спокойствие — это инь). Движение и спокойствие соотносятся так же, как кай (открытый) и хэ (закрытый). Превращение инь в ян — это кай, превращение ян в инь — это хэ). Общие ошибки (всего тела) являются результатом частных ошибок (частей тела), поэтому при отработке отдельных элементов нельзя забывать о координации всего тела.
К концу этого периода у ученика должна наблюдаться припухлость мышц и кожи, он должен чувствовать онемение в пальцах, тяжесть в стопах и наличие энергии в даньтяне.

Пятая ступень. Тело, как самодвижущаяся система, единство внутреннего и внешнего.

Тело человека представляет собой целостную самодвижущуюся систему, предполагающую единство внутренних процессов и внешних проявлений.

Чэнь Синь в работе «Ши да яолунь» (Десять основных положений) указывал:

«Система Тайцзи-цюань предполагает непрерывные перемены и трансмутации, которые происходят по направлению сверху вниз — от затылка до пяток. Тело человека внутри состоит из органов жизнедеятельности и скелета, снаружи — из мышц и кожи. Все элементы организма взаимосвязаны. Движение сверху сопровождается движением снизу, движение снизу стимулируется импульсом сверху. Движение в центре — это реакция на движение сверху и снизу. Движение вверх-вниз связано с движением внутрь-наружу, вперёд-назад».

На данном этапе обучения (т.е. формирования тела как целостной самодвижущейся системы) энергия циркулирует бесперебойно, однако интенсивность её перемещения ещё недостаточная. Поэтому малейшее невнимание к вопросам энергетики (например, вследствие усталости или плохого настроения) может повлечь нарушения в циркуляции. Если на предыдущем этапе «противоречия» между корпусом и руками, формой и духом можно было разрешить путём искусственного регулирования элементов стойки и тем самым добиваться восстановления прерванного энергетического потока, то на данном этапе применять этот метод не разрешается. Все элементы внешней структуры должны формироваться только за счёт естественной циркуляции внутренней энергии.
Требование «воля управляет духом, дух движет телом» является императивом. Любые движения (элементы) должны являться следствием проистекания энергии из даньтяня. Ядром любого действия является энергия вращательных движений, которая и формирует организм как единое самодвижущееся целое. Источником «вращающейся» или «наматывающейся» энергии являются почки, её исходным пунктом является область даньтянь. Эта энергия насыщает всё тело, проникает в кости, мышцы и сухожилия, стимулирует органы чувств. Высокий тонус мышц, гибкость и прочность костей, хорошее пищеварение и обмен веществ, крепкое здоровье и хорошее самочувствие — всё это результаты функционирования «наматывающейся» энергии, являющейся квинтэссенцией системы Тайцзи-цюань школы Чэнь.
В ходе тренировок вырабатываются автоматизм, естественность, решительность, единство внутреннего и внешнего, тело становиться истинно целостной самодвижущейся системой. Ученик в целом овладевает требованиями к Тайцзи-цюань и законами движения. К концу этого периода приобретаются уверенные навыки самоконтроля, и ученика уже можно допускать к самостоятельным тренировкам (без наставника). Дальнейшее углублённое изучение системы может постепенно приблизить ученика к рангу мастеров.

Чэнь Синь писал:

«Если не понимаешь теорию (идею, основу), обратись к просвещённому учителю, если не понятен путь реализации этой теории, найди хорошего друга и познавай этот путь вместе с ним. Если идея ясна и определён путь её осуществления, а всё равно имеются затруднения, то устраняй их за счёт терпения, настойчивости и трудолюбия. Со временем ты достигнешь желаемого результата».

Шестая ступень. Совершенство навыков, укрепление духа.

Этот этап предполагает дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков, достигнутых в ходе предыдущего периода обучения. В «Цюаньлунь» Чэнь Синя содержится такая метафора: «Если заботиться и ухаживать за корнями, то бутоны обязательно распустятся, и цветы будут долго радовать глаз и сердце» — и дальше: «Если основа устойчива, то верх подвижен». Что же понимал Чэнь Синь, говоря об основе? Прежде всего, это, несомненно, нижние конечности, требования к которым, как уже отмечалось выше, определяются силой в бёдрах, естественностью и округлостью промежности, её ориентированностью вниз. Кроме того, под основой следует понимать и «истинную» энергию, рождающуюся в почках и исходящую из даньтяня, а также врождённую энергию, цементирующую структуру внутренних органов. Почки — это хранилище «истинного» духа, одновременно являющиеся как бы станциями, в которых осуществляется воспроизводство инь и ян; инь и ян орошают сердце, печень, селезёнку, лёгкие; ян несёт тепло, инь питает и снимает усталость.
Эти процессы обеспечивают жизнеспособность, которая, в свою очередь по каналам обратной связи стимулирует энергию почек, насыщает даньтянь. Это кругообращение также является атрибутом основы, о которой писал Чэнь Синь.
В результате предшествующих этапов обучения тело, как уже отмечалось выше, должно стать целостной самодвижущейся системой. дыханием. В ходе данного этапа по мере повышения качества выполнения упражнений необходимость единства дыхания и движения выдвигается на первое место

Седьмая ступень. Высокая чувствительность, принцип «знай противника и знай себя, и ты будешь непобедим».

Основная цель этого периода — достижение изменчивости, а также высокой чувствительности кожи. Под чувствительностью в данном случае понимается способность к немедленному реагированию на внешнее воздействие.
Таким образом, к уже имеющимся навыкам на данном этапе должен прибавиться ещё один — за счёт высокой чувствительности кожи немедленно и адекватно реагировать на действия противника.
В единоборстве следует исходить из принципа «на быстрые действия реагируй быстро, медленным действиям противопоставляй медленные» и условия «ты не двигаешься — я не двигаюсь, ты начал движение — я опередил».
На данном этапе рекомендуется продолжать работать над основным комплексом и вспомогательными упражнениями. Кроме того, необходимо принимать участие в состязаниях по Туйшоу с тем, чтобы практически освоить «слышащую» энергию, (которая за счёт высокой чувствительности кожи и внутреннего психологического настроя позволяет определить мощность энергии противника, её длину и направление), и энергию взаимодействия верхней и нижней частей тела.
Последователь системы Тайцзи-цюань должен стремиться к экономии и максимальной эффективности движений — следует действовать сжато, собранно, энергично. Внешние формы энергетических перемещений должны уменьшаться и ориентироваться вовнутрь. На этом этапе следует, не уменьшая энергетичности, сократить амплитуду (от больших вращений перейти к средним).

Чэнь Синь писал:

«Занимаясь Тайцзи-цюань, надо придерживаться трёх уровней гунфу: первое — размеренность и систематичность, но не топтание на месте; второе — ускорение, но в разумных пределах, без спешки; третье — возвращение к размеренному темпу. Такая система позволяет научиться правильно сочетать мягкое (жоу) и твёрдое (ган)».

Если на данном этапе взять данную методику на вооружение, то к концу, то к концу периода тело будет заряжено энергией подобно согнутому луку, находящемуся в постоянной готовности к пуску разящей без промаха стрелы.
В ходе этого периода необходимо научиться глазами «захватывать цель так же, как кошка хватает мышь». Действие становится молниеносным и незаметным, реакция — мгновенной, кожа приобретает чувствительность, движения доводятся до полного автоматизма.

Восьмая ступень. Принципы: «использовать любую возможность, чтобы одержать верх»; «не давать противнику понять себя, самому постоянно чувствовать противника».

Первый принцип состоит в выработке умения поставить противника в невыгодное положение и молниеносно атаковать. Реализация второго принципа имеет целью приобретение навыков подстраиваться под манеру противника с тем, чтобы он не мог определить, когда вы реагируете, а когда переходите к активным действиям. За счёт этих манёвров прогнозируются возможные дальнейшие движения противника.
Наступая или отходя, требуется чувствовать силу противника — определять, где её больше, где меньше, куда она направлена, с тем, чтобы правильно отреагировать, наметить выгодную точку приложения своей силы, поставить противника в невыгодное положение и, варьируя процессами накопления и расхода энергии, перейти к атаке.
На данном этапе следует перейти от средней к малой амплитуде вращений. В этот период действия (движения) приобретают ещё большую естественность и внешнюю мягкость. Внутренняя энергия перемещается подобно непрерывно плывущим облакам. Однако все процессы, связанные со сменой и перемещением энергии, происходят в «недрах» организма и внешне никак не проявляются. Энергия горячим потоком исходит из даньтянь, следуя за волей, циркулирует от подошв по конечностям и изнутри наружу, «омывая» всё тело.
Припухлость кожи, чувство онемения в пальцах рук и тяжести в стопах, чувствительность даньтяня и уверенная посадка головы становятся постоянным явлением; возникает ощущение «раскалённости» мочевого пузыря.

Девятая ступень. «Пороховой заряд, способный взорваться в любую секунду».

Уровень подготовки, позволяющий сравнить человека с пороховым зарядом, способным взорваться в любую секунду, предполагает высшую точку насыщения внутренней энергии, способность свободно варьировать положениями «жёстко-мягко», высокую чувствительность всего кожного покрова (наличие чувствующей энергии) и необычайную упругость и реактивность тела. Данный этап является периодом, в ходе которого достигаются основы истинного мастерства, т.е. способности «при приближении чужой силы взрываться подобно пороху от поднесённого огня».
Такое мастерство связано с превращением внутреннего содержания и внешней формы в хуньюань (соответствует понятиям: круглый, законченный, полный, подвижный, гибкий). Любая точка тела должна быть проникнута духом Тайцзи. Юань в Тайцзи должно проявляться постоянно, окончание одного процесса должно означать начало нового. Тело должно быть налито духом высшей пробы, обеспечивающим все динамические процессы. Энергия, циркулируя по 12 каналам цзинло, способна в любой момент под воздействием волевого импульса достигать любой точки и разить наверняка любую внешнюю силу.
Дух Тайцзи не только нельзя сокрушить, а наоборот, любые попытки сделать это лишь увеличивают упругую силу отдачи и ведут к обратному эффекту. … Вторым аспектом состояния юань является способность противостоять внешней силе подобно умело закрученному и «подрезанному» мячу.
Чэнь Факэ, когда преподавал в Пекине, как-то раз, будучи в хорошем настроении, обратился к своим ученикам: «Подойдите ко мне. Лучше один раз увидеть (и испытать на себе), чем семь раз услышать». Сказав это, он повернулся спиной и велел двум самым сильным ученикам толкать его в спину. Ученики повиновались. Далее последовал звук «хэ», и … молодцы оказались отброшенными на два метра от учителя, который практически не сдвинулся с места. Затем учитель Чэнь предложил попытаться любыми способами сдвинуть его с места. Ученики не только не смогли оказать на него какого-либо воздействия, но и оказались отброшенными более чем на три метра, причём учитель не сделал ни шагу. Поэтому ученики уважительно говорили, что у их наставника не спина, а самострел.
В этот период рекомендуется, сохраняя надлежащий объём движений, обращать особое внимание на воспитание духа и познание истины. Практическим воплощением этого является совершенствование умений, связанных с обретением психологической устойчивости, проницательности, чистоты духа и непоколебимости воли.

Чэнь Синь писал:

«Спокойствие и движение, ускорение и замедление — первопричиной перехода от одного состояния к другому является сердце, … сердце должно быть абсолютно спокойно, ничто не может нарушать его естественный ритм — только в этом случае обеспечивается необходимая гибкость, упругость, маневренность, переход от покоя к движению…»

Десятая ступень. Верх совершенства, виртуозность.

Этот уровень предполагает умение совершать действия и движения, которые спрогнозировать и увидеть практически невозможно. Такое искусство определяется понятием «сюань-юань-ао-бо», что соответствует понятиям: редкий, сокровенный, таинственный, магический, волшебный, бездонный, и каноном:

«Никто не знает меня, только я знаю всех».

Верх совершенства — это достижение Тайцзи, т.е. — постоянный баланс инь — ян, безукоризненная координация, отсутствие открытых флангов и промежутков, способность внутренней энергии выходить за пределы кожного покрова, реагировать и давать защитный импульс ещё до контакта с противником.
Чэнь Синь отмечал, что противник, внезапно напавший на мастера Тайцзи-цюань такого уровня, сразу ставится в такие условия, при которых все его действия утрачивают боевой заряд и приобретают характер судорожного балансирования на круглом шаре. Такое гунфу делает возможным «одним мановением руки (дословно — «росчерком пера») положить целое войско».

Этапы и способы тренировки в стиле Чэнь Тайцзи-цюань.
Темы: