Журнал » Здоровье » (КНР). 1990

Цигун-девиации (от кит. ци – энергия + гун – движение и лат. deviatio – отклонение) — отклонения в нормальном течение процесса обучения китайской гимнастике цигун. В таких случаях могут возникать иллюзии, псевдогаллюцинации, чувство нереальности. В китайской медицине причиной этих явлений считается скопление и застой энергии „ци“ в голове.

Занятия дыхательной гимнастикой по системе цигун — хороший способ укрепить здоровье и предупредить заболевания. Они часто дают положительный результат при лечении многообразных хронических болезней, особенно функционального характера.
Последние годы число занимающихся этим видом гимнастики увеличивается с каждым днем. Тем временем квалифицированных специалистов не хватает, отсутствуют показания и противопоказания для занятий, тренировочный процесс не защищен методикой. В результате подобной практики наблюдаются нарушения динамики движения ци (жизненной энергии), непроходимость энергетических каналов, потеря равновесия инь — ян, патологические реакции, вызванные локализацией ци в одной части тела. В медицине это явление получило название «болезнь цигун», или «симптом девиации цигун».
Клинические симптомы болезни проявляются главным образом в дезорганизации психической сферы и дисфункции симпатического и парасимпатического отделов центральной нервной системы. Больные переживают состояние вялости, стеснения в груди, сонливость в течение дня, бессонницу или яркие, калейдоскопические сновидения ночью. Они страдают головной болью, ощущением постоянно циркулирующей внутри энергии, затрудненным контролем эмоциональных реакций. Возбуждение и раздражительность сменяются вялостью и чувством бессилия. Внимание становится неустойчивым, из-за чего ослабляется память.
Независимо от выбранного вида цигун, в первую очередь необходимо ознакомиться с предписанными рекомендациями и ограничениями. Начинающим лучше всего под руководством специалистов выбрать для себя режим и метод тренировок, соответствующие состоянию здоровья, определить время, место и другие условия занятий. Приступать к тренировкам нужно только по методике. Лишь соблюдая эти условия, можно достичь хороших результатов, которые полностью раскроют самобытное действие цигун.
Исчерпывающе обобщить противопоказания к занятиям цигун довольно сложно. Людям, склонным к истерии, ипохондрии, психопатии, перенесшим ранее какой-либо невроз, а также страдающим психическими заболеваниями или имеющим к ним наследственное предрасположение, заниматься цигун не следует. Люди нервные, с неустойчивым характером должны заниматься с большой осторожностью и ни в коем случае не злоупотреблять занятиями. Не рекомендуется упражняться при утомлении, переедании, недоедании, голодании. Кроме того, нежелательно заниматься этим видом гимнастики лицам, страдающим хронической гипертонией, болезнями сердца, почек, печени. Половая жизнь и цигун несовместимы. Женщины могут заниматься и в период менструации, но они должны избегать больших и длительных нагрузок, а при появлении малейших признаков недомогания должны немедленно прекратить занятия.

Подходить к выбору вида цигун нужно рационально и внимательно. Так, например, страдающим гипертонической болезнью вследствие избытка ян-функции печени больше подходит статической цигун, поскольку он снижает тонус симпатической нервной системы и создает коре головного мозга щадящий, охранительный режим работы.
В начальный период занятий важно сдерживать себя в желании получить хороший результат как можно скорее. Продвижение должно быть естественным: от простого к сложному, от легкого к трудному. В процессе занятий обязательно избегать всяческих неожиданностей, которые могут резко прервать упражнения или, что особенно нежелательно, вызвать испуг. Вследствие того, что у различных видов цигун различные системы тренировок, приемы дыхания и медитации, а главное траектории циркуляций ци, заниматься более чем двумя видами гимнастики одновременно не следует, иначе может возникнуть разлад циркуляции ци, что приведет к болезненным отклонениям. (Далее в статье приводятся советы по лечению «болезни цигун». — Примеч. ред.).
Метод расслабления (погружение в самосозерцание).
Занавесить окна, добиться, чтобы в помещении воцарились тишина и покой. Удобно лечь, ослабить одежду, полностью расслабиться и успокоиться. Все внимание сосредоточить на точке дань-тянь. Одну руку положить ладонью па пупок, другой ладонью накрыть тыльную сторону лежащей на пупке кисти (лежащая на пупке рука у мужчин — левая, у женщин — правая). Дышать старайтесь естественно, освободитесь от посторонних мыслей. Если расслабление все-таки не настает, повторяйте про себя: «Я расслаблен, я спокоен». Продолжительность таких занятий должна быть около 20 мин один раз в день. Если неуклонно следовать этой линии, неприятные ощущения день ото дня будут уменьшаться и, в конце концов, исчезнут совсем. Больным ни в коем случае нельзя волноваться, иначе душевное волнение вызовет смятение, что в свою очередь приведет к дезорганизации механизма движения ци и тем самым усугубит течение болезни.
Точечный массаж.
Подушечкой среднего пальца путем вращения по часовой стрелке массировать в точке шаньчжун сюэ, находящейся в точке пересечения продольной осевой линии в центре с горизонталью, проходящей через соски (у мужчин), либо с горизонталью, проходящей через V грудиннореберные суставы (у женщин), и в точке дачжуй сюэ, находящейся под остистым отростком седьмого шейного позвонка, наиболее выступающего при наклоне головы. Сеанс массажа проводить один-два раза в день. Продолжительность сеанса 10 мин.

Перевод Дмитрия Отчайнова.

КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА — ПСИХИАТРА
В своей статье китайские врачи описывают, казалось бы, одну из частных медицинских проблем — последствия неправильной практики дыхательной гимнастики цигун. Возникающие симптомы, несомненно, относятся к невротическим расстройствам, которые являются выражением дезадаптации личности к внутренней и окружающей среде. Медицинская практика, психиатрическая в частности, убеждает в том, что аналогичные, если не те же, симптомы и состояния нередко встречаются при занятиях другими методиками, например хатха-йогой, восточными системами единоборств, упражнениями по развитию экстрасенсорных способностей и т.д.
На первый взгляд, заниматься цигун — это личное дело людей, касающееся только их внутреннего мира и организма. Тем не менее они не только сами дезадаптируются в окружающем мире, но и деформируют психологическую атмосферу вокруг себя. Их чрезмерные и неадекватные реакции, внутрипсихический разлад в виде аффективных расстройств, неконтролируемого воображения, колебаний жизненного тонуса и неуверенности в себе не могут не влиять на окружающих людей. Все эти состояния, таким образом, перестают быть личными, поскольку человек, страдая сам, заставляет находящихся рядом людей если не страдать, то, по крайней мере, чувствовать дискомфорт.
Невольно возникает вопрос: а не лежат ли причины подобных явлений в каких-то более общих тенденциях и процессах? Не проявляются ли в этих индивидуальных проблемах проблемы общие?
В наше время бум возник вокруг не только китайской медицины, но и многих других древних философских систем и учений. Среди нас столько людей, увлекающихся той или иной системой, что накопить достаточное число наблюдений и проанализировать их не представляет большого труда. Нужно только задаться такой целью.
Прежде всего бросается в глаза то, что увлечения касаются в основном технических, тренировочных сторон и упражнений той или иной системы и не обращается серьезного внимания (а подчас сознательно отбрасывается под видом современного и рационального подхода) на культурные, философские и духовные основы этих учений. Перебирая все возможные причины этой тенденции, можно дать единственное объяснение. Поскольку именно через техническую сторону достигаются различные состояния измененного сознания и приобретаются новые, необычные способности тела и психики, люди пытаются обрести эти новые реальности и свойства. Казалось бы, что здесь плохого и вредного: ведь человеку свойственно стремиться к новому, раздвигать границы своей природы, расти и развиваться. Это стремление позитивно, если, как утверждается во всех духовных учениях и системах, человеком движет желание понять себя, окружающий мир, найти свое место и определить свое назначение в нем. Но если человек движим другими мотивами? Что тогда будет с ним на этом пути?
При наблюдениях и тщательном профессиональном опросе выясняется, что людей к занятиям различными техниками и упражнениями толкает несколько причин. Некоторые хотели бы укрепить или восстановить здоровье необычными способами, не чувствуя доверия к современной медицине. Другие явно хотят уйти в иные реальности от ставшего непереносимым ими мира. Третьи (а их, пожалуй, большинство, и это в основном молодежь) осознанно или неосознанно хотят стать людьми необычными, незаурядными, подняться выше своего окружения, утвердиться в своих глазах. Естественно, что эти варианты легко комбинируются и сочетаются друг с другом.
Эти мотивации далеки от истинно эволюционных устремлений. Они не относятся к разряду высших целей и поэтому так легко направляют людей к прагматическому подходу в изучении и освоении различных учений. Поэтому так просто отбрасываются культурные, философские и этические аспекты, которые и обеспечивают наиболее естественное формирование высших устремлений. Поступая так, человек фактически проявляет крайнюю самонадеянность — вырывает из целого не самую главную часть и использует ее для достижения своих целей. Так, путь восхождения к классической йоге, имеющей восемь ступеней, начинается с этапа Яма — Нияма, нравственного развития и совершенствования. Большинство же занимающихся йогой ни секунды не сомневаются в своей нравственной зрелости (а точнее, совсем не думают об этом) и сразу приступают к следующим этапам — волнующим воображение и честолюбие упражнениям по овладению праной, медитацией и другими высшими психическими способностями. Наиболее нетерпеливые и отважные пытаются сразу испытать Самадхи, считая все предыдущие ступени недостойными внимания.
По мере увлеченности практикующего какой-либо конкретной методикой он все более и более погружается в новые реальности и ощущения, что ослабляет связи с окружающей действительностью, и в той или иной степени у него нарастает аутизация личности. Это отнюдь не безобидный процесс. Человек остается в этом мире, но его взаимоотношения с ним совершенно закономерно изменяются: появляются черты облегченного отношения к общечеловеческим ценностям, этическим нормам и проблемам, часто перерастающие в безответственность и небрежность в человеческих отношениях.
Парадоксально, но человек, отбрасывая свои жизненные проблемы и освобождаясь от напряжения, действительно поначалу ощущает некоторый оздоровительный эффект. И те люди, чьи стремления ограничиваются желанием поправить здоровье и кто готов удовлетвориться достигнутым, могут долго чувствовать себя неплохо. Тех же, кто, воодушевившись первыми опытами, продолжает занятий, начинает подводить воображение. Поскольку дисциплина чувств изначально не свойственна людям с описанными мотивациями, воображение бесконтрольно порождает иллюзорные образы, ощущения, реальности, которые окрыляют человека с новой силой, и с этой же силой вновь растормаживается воображение, смешиваясь в фантастической пропорции с реальными восприятиями. Тренировки и упражнения начинают разрушать тело, психику и душу, поскольку ложатся на неподготовленную и не соответствующую им духовно-психологическую структуру личности.
Далее возникают симптомы и состояние невротического регистра. Они не приводят еще к глубокой дезорганизации психики и организма, если человек быстро прекращает занятия. Упорствующие или пытающиеся с помощью этих занятий исправить положение рискуют сформировать у себя стойкие личностные невротические черты или «обзавестись» психосоматическими заболеваниями: гипертонической болезнью, астмой, язвенной болезнью и т. д. Эти люди рано или поздно обращаются к врачам-психиатрам, которые не всегда интересуются этой стороной жизни своих пациентов, не придают этим увлечениям серьезного значения. Врачами они чаще рассматриваются как вторичные, появившиеся после начала основного заболевания, например шизофрении. Такие случаи встречаются. Однако болезненные состояния типа «болезни цигун» — реальность и не столь уж редкая. Люди с наследственной отягощенностью могут этими занятиями спровоцировать начало заболевания, а у лиц, страдающих психическими заболеваниями, они вызывают резкое ухудшение состояния.
Справедливости ради нужно отметить, что некоторым людям удается развить у себя кое-какие способности, например экстрасенсорные, без видимого вреда для физического здоровья. Однако непредвзятый профессиональный анализ показывает, что их психическое и духовно-нравственное здоровье далеко от идеального. Давно известно, что дисгармония и патология именно этих сфер трудны для наблюдения и понимания, но трудность понимания не означает отсутствия явления.
Возьмем идеальный случай, когда человек прервал занятия и самочувствие его постепенно нормализовалось. Что же дальше? Опыт показывает, что память об испытанной эйфории, прелести пережитых необычных ощущений, чувстве самоудовлетворения и самоуважения, а также об иллюзорной легкости жизни, бытия во время занятий толкает этого человека с силой наркотического влечения искать в новых формах уже пережитое, положительно оцененное и теперь очень желаемое. Судьбы таких людей — печальное зрелище.
Вспомним еще раз, что нравственное совершенствование — основа духовного восхождения на любом пути. Оно возможно только в реальной жизни, реальных взаимодействиях и взаимоотношениях с людьми. Все упражнения самого главного тренинга — этического — могут быть проделаны только в реальной жизни, в контексте национальной культуры. От ее состояния и экологической чистоты зависит самое важное здоровье нас и наших детей — здоровье духовное.
Владимир Романовский. Московский медицинский стоматологический институт (Россия)

«Болезни» цигун и их профилактика.
Темы: