1.Особенность школы Чэнь тайцзи-цюань: Внешняя мягкость и внутренняя твердость
Существует несколько сот разновидностей боевого искусства, множество школ и стилей, однако все имеющиеся системы можно классифицировать с точки зрения принадлежности к «вай цзя» или к «нэй цзя» (досл. внешние и внутренние школы; «вай цзя»- это в основном шаолиньскце системы, ведущие свое начало из стен Шаолиньского монастыря, впоследствии получили широкое распространение не только в Китае, но и за пределами страны, отсюда и название — внешние, распространенные школы; «нэй цзя» — вес остальные, не шаолиньские школы; в отличие от «вай цзя», в основе которых лежит суровый бой, базируются на постулате «покой рождает движение». -Прим. пер.).
Большинство школ «вай цзя» строят свои системы на ударах руками и ногами, мощных прыжках, молниеносных маневрах, четкой наступательной и оборонительной технике действия — это ушу в чистом виде. В основе тайцзицюань школы Чэнь лежат совсем иные принципы: воля направляет дух (в оригинале понятия «энергия», «дух» выражены одним и тем же иероглифом «ци». -Прим. пер.), дух руководит движениями тела; если внутренняя энергия неподвижна, то нет и внешних проявлений движения, всякое перемещение внутренней энергии вызывает адекватную внешнюю реакцию — координированные действия верхней и нижней частей тела, непрерывные круговые вращения (аналогично разматывающейся из кокона шелковой нити), движения следуют одно за другим «непрерывным, естественным потоком-«, нанизываются друг на друга (центральной осью является поясница) и постепенно затухают; резкие подскоки и падения почти не практикуются.
Тактические переходы от наступления к обороне и обратно определяются только внутренним настроем бойца и не имеют каких-либо внешних признаков. Непосвященному подобный вид единоборства может показаться «ловлей рыбы руками», а никак не боевым искусством. Отсутствие внешней боевой атрибутики особенно характерно для системы «лао цзя», имеющей в основе мягкость, эластичность, видимость расслабленности и отсутствия силы; основу искусства составляют умелые действия нижней части тела, подвижность тазобедренного сустава, правильное перемещение энергии и крови за счет силы воли, насыщенность энергией, правильная центрированная стойка, отсутствие брешей в обороне, умение превратить тело в «пять натянутых луков», «разящих одновременно во всех направлениях» («пять натянутых луков» — это «лук» корпуса, рукоятка — поясница; два «лука» рук, рукоятки — локти; два «лука» ног, рукоятки — колени; в сравнении тела с пятью натянутыми луками заложена идея накопления и резкого выпуска энергии. -Прим. пер.).
Таким образом, в тайцзицюань силе противостоит мягкость, которая в нужный момент за счет внутренней энергии разит противника подобно разряду молнии, т.е. внешне боец «подобен девственнице», а внутренне крепче самой закаленной стали. В этом кроется важнейшая особенность тайцзицюань школы Чэнь.
2. Особенность школы Чэнь тайцзи-цюань: Способы круговых вращений внутренней энергии
Специалисты «ин цигун» (цигун — способ укрепления здоровья посредством применения силы «ци», т.е. живительной силы духа; ин — досл. твердый, одно из направлений цигун, ставящее целью достижение твердости рук, ног, головы. -Прим. пер.) могут за счет циркуляции внутренней энергии с конечной подачей в область затылка или шеи разбить головой кирпич или намотать на горло стальной прут.
В тайцзицюань школы Чэнь законы физики соединены с теорией цзинло, используются способы вращательного перемещения энергии и стратегия «малая сила побеждает большую силу, мягкость берет верх над мощью», аналогично тому, как маленький домкрат поднимает многотонный автомобиль. Способность аккумулировать и выпускать энергию, концентрировать силу для решающего маневра, «усилием в четыре ляна одолевать вес в тысячу цзиней» — результат действия энергии центробежных и центростремительных вращательных движений. В трактате Чэнь Синя «Цюаньлунь» (Теория искусства кулачного боя) записано: «Только вращательные маневры могут ввести противника в заблуждение». Под цзинло понимают каналы, идущие от внутренних органов, по которым циркулирует дух и кровь, питающие организм; нарушения в этой системе циркуляции приводят к болезням, правильная и бесперебойная циркуляция является залогам здоровья и долголетия. В системе танцзнцюань обобщена теория цзинло, реализована идея того, что искусство кулачного боя является проявлением глубинных процессов смены энергии — избавления от шлаковой и приобретения свежей; в действиях используются энергия сжатия и распрямления, вращательная энергия, соблюдается требование: «воля управляет духом, дух приводит в движение тело, организм наполняется подвижной энергией».
Источником внутренней энергии является область даньтянь — энергоактивная зона в нижней части живота. В различных школах «цигун» расположения этой зоны не совпадают; восточные школы качестве этой зоны называют область живота, расположенной на 1,5 цуней ниже пупка, западные школы — на 3 цуня; цунь — величина, определяемая индивидуально, равна ширине сустава большого пальца руки. -Прим. пер.). Поясница является осью, движения нанизываются одно на другое, перемещение энергии осуществляется в области почек, вращения в поясе питают энергией позвоночник и все тело. По меридианам «думай» и «жэньмай» (думай — меридиан, по которому энергия циркулирует от ануса по спине до затылка; жэньмай — меридиан, по которому энергия циркулирует от промежности вдоль живота и груди до межключичной впадины. -Прим. пер.) энергия распространяется в верхней части тела по рукам и запястьям, в нижней части — по коленям и лодыжкам, доходит до кончиков пальцев рук и ног, затем снова возвращается в даньтянь, движения непрерывно «накручивают резьбу», дух и кровь постоянно находятся в процессе замкнутой циркуляции. Все это называется «юньци», т.е. перемещение духа, энергии. Оно полностью соответствует канонам цзинло и является неотъемлемым атрибутом боевых искусов и спортивных упражнений.
3. Особенность школы Чэнь тайцзи-цюань: Единство ушу, саморегуляции и смены энергии
Проблемы саморегуляции и смены энергии (дыхания) уходят корнями в глубь веков, издревле занимали умы ученых и философов. Упоминания об этих способах укрепления здoровья можно найти в трудах «Лао-цзы» и «Мэн-цзы» (Лао-цзы — имя философа, а также название философского труда, предположительно VI в. до н.э., Мэн-цзы — имя философа, а также философский трактат IV в. до н.э. -Прим. пер.). Философ Лю Ань, живший в начале эпохи Хань в своем трактате «Хуайнаньцзы» разработал систему «Лю циньси» (Игры шести зверей и птиц). Затем известный врач Хуа То, живший в конце эпохи Хань, создал видоизмененную систему «У циньси» (Игры пяти зверей и птиц). Этот метод оздоровительной гимнастики состоит в подражании повадкам животных в сочетании с дыхательными упражнениями. Впоследствии им стали руководствоваться в цигунтерапии, он же лег в основу даосского учения о воспитании и сохранении здоровья.
Система тайцзицюань школы Чэнь органически соединила саморегуляцию, искусство дыхания и координированные действия рук, глаз, корпуса, ног; занятия по этой системе прекрасно стимулируют внутренние резервы организма, придают силу, сохраняют здоровье, воспитывают бойцовские качества, творчески развивают умения и навыки собственно кулачного боя и фехтования.
4. Особенность школы Чэнь тайцзи-цюань: Взаимодействие ган (жесткость, твердость) и жоу (мягкость, податливость, вязкость)
Каждая из противоположностей категории ган-жоу несет свой энергетический заряд. Взаимодействие энергии ган и жоу является важнейшим атрибутом любого комплекса тайцзицюань. В каждом движении, в каждой позиции ган содержит жоу, а в жоу находится ган. В руководстве «Цюаньпу» (Искусство кулачного боя) говорится: «Уметь двигаться — это значит уметь варьировать количеством энергии ган и жоу. Вначале необходимо добиться вязкости жоу, затем из вязкости жоу извлечь упругость и твердость ган. Найдя золотую середину в этих двух противоположностях, можно понять механизм взаимодействия инь-ян (жоу связано с инь, т.е. с женским, отрицательным, началом; ган связано с ян, т.е. с мужским, положительным, началом. -Прим. пер.). Если будет излишек жоу, то это будет не тайцзицюань, а «жоуцюань», если излишек ган, то получится «ганцюань».
Истинная система тайцзицюань требует филигранно правильной) распределения этих противоположностей в конкретный момент времени.
Почему критерием мастерства является умение управлять энергией ган и жоу? Потому что вязкая энергия жоу несет наступательный порыв и непобедимость ган.
Одно без другого не существует: жоу без ган лишено «взрывной» си ты, ган без жоу лишено оборонительных линий и легко преодолимо.
В трактате «Цюаньлунь» Чэнь Синь отмечал: «Ган и жоу — где появляется одно и исчезает другое? Одно исчезает, другое появляется, окончание одного процесса является началом другого. Внешним проявлением ган может служить выпуск энергии, положение жоу наступает при приеме энергии. Однако внешняя сторона создаст лишь видимость. Говорить о жоу, отбрасывая ган, и говорить о ган, отбрасывая жоу, неправильно. Истина кроется в неразделимости этих понятий. Все маневры и приемы тайцзицюань (удары, пинки, толчки, отклонения, давящие и амортизирующие движения), гибкость и высокая чувствительность основаны на естественности сочетания и взаимодействия ган и жоу».
С точки зрения психологии и жизненной силы трансформации ган и жоу можно определить категориями сущности и явления. Сущность — это жоу, явление — это ган. С точки зрения позиций ган и жоу реализуются в понятиях «кай» (открытый, расходящиеся движения) и «хэ» (закрытый, встречные движения). Кай — это ган, жоу — это хэ, т.е. аккумулирование энергии — это жоу, выпуск энергии — это ган. В ходе перемещения энергии проявляется жоу, окончание движения связано с переходом к ган. Таким образом, ган наступает в момент проявления жизненной силы в конечной точке какою-либо действия. В системе тайцзицюань школы Чэнь каждое действие (упражнение) несет в себе кай и хэ, сопровождается перемещением энергии и ее выпуском в конечной точке. Переход от кай к хэ естественно соотносится с переходом от ган к жоу.
Взаимодействие ган и жоу — это важнейший принцип, который необходимо уяснить, чтобы научиться правильно накапливать и расходовать энергию, сосредоточиваться, расслабляться, добиваться упругости и гибкости.
5.Особенность школы Чэнь тайцзи-цюань: Единство воли, дыхания и движения
Как уже отмечалось выше, система тайцзицюань относится к школам «нэйцзя», в которых каждое действие, движение подчинено волевым усилиям. Чэнь Синь в трактате «Цюаньлунь» писал:
«Главное в боевом искусстве — это воля (к оригинале Чэнь Синя понятие воля записывается иероглифом «сердце». -Прим. пер.). Всякое движение исходит от сердца — вот непреложная истина. Сердце — владыка; органы чувств, мышцы и суставы — послушники. Часто спрашивают: «В чем первопричина движения?» Отвечаю: «Первопричиной движения является сердце». Сердце дает рукам и ногам импульсы: куда сердце — туда и конечности. Сердце направляет энергию влево-вправо — руки делают движение влево-вправо; сердце вращает энергию — руки и ноги делают вращательные движения; сердце опускает энергию плеч и локтей — плечи и локти опускаются; сердце соединяет энергию на уровне груди и живота — поясница распрямляется, ягодицы подтягиваются, корпус приобретает устойчивое положение; сердце дает сигнал коленям — колени сгибаются, правая нога следует за правой рукой, левая нога следует за левой рукой (движения ног идут от коленных суставов). Нарушения в подобного рода цикличности ведут к разбалансированию всей структуры организма. Следовательно, я утверждаю: сердце — владыка движения». В своем трактате автор также утверждает: «В единоборстве естественное дыхание стимулирует дух и кровь, укрепляет защитные функции организма — об этом следует постоянно помнить».
Таким образом, налицо неразрывное единство воли, дыхания и движения. Система взаимодействия рук, глаз, тела, ног непосредственно связана с дыханием. Дыхание должно быть естественным, вдох предполагает сюй (накопление энергии), выдох — кай или фа (расход, выпуск энергии). Равномерное дыхание стимулирует дух (энергию), способствует целостности внутренних и внешних процессов в функционировании организма.
6. Особенность школы Чэнь тайцзи-цюань: Практические системы боевого единоборства — туйшоу и чжаньцян
Издревле в ушу практиковались боевые действия ти, да, шуай, на, де. Системы единоборства шуай, построенные на бросках (без ударов), получили самостоятельное развитие. Остальные четыре боевых действия развивались в комплексе, однако это не исключало своеобразия каждого из них. Подтверждение этому можно найти в исторических памятниках времен Ци Цзигуана (Ци Цзигуан, 1528 — 1587, один из военачальников эпохи Мин, известный мастер и теоретик ушу.-Прим. пер.), где каждое действие обычно сопровождалось образным сравнением, например «захват — когти орла» и т.п. Как уже отмечалось, такие действия зачастую приводили к травмам, отрабатывать их приходилось условно, символически, что, естественно, сказывалось на уровне техники.
Это является одной из причин того, что многие направления ушу дошли до нас в искаженном виде.
Сущность единоборства туйшоу Чэнь Вантина — это прилипающие, непрерывные, клейкие, последовательные движения, а также действия, направленные на амортизацию, отклонение, толчок и давление. Основа системы — круговые, вращательные движения. Единоборство предполагает достижение значительной маневренности, основанной на высокой степени рациональности в реагировании на действия противника, а также гибкости и чувствительности кожи. Кроме того, эта система не исключала, а, наоборот, развивала четыре традиционных действия, например Чэнь Вантин предусматривал под «на» не только фиксацию суставов, но и воздействие на каналы цзинло, что было высшим проявлением мастерства.
Единоборство туйшоу в тайцзицюань школы Чэнь отличается исключительной техникой, занятия по этой системе чрезвычайно эффективны с точки зрения увеличения физической силы, скорости, выносливости, реакции, гибкости, маневренности. Создание этой системы позволило отказаться от всех условно-символических упражнений, а также разрешило проблемы, связанные с выбором площадок для тренировок, со средствами защиты и специальной одеждой. Стало возможным тренироваться и проводить соревнования в удобное для бойцов время в любом подходящем месте. Все вышесказанное в полной мере относится и к технике фехтования копьем в единоборстве чжаньцян.
перевод с кит. Л.Н. Алиева