Чтобы получить представление об истоках возникновения искусства тайцзицюань, необходимо уяснить понятие «тайцзи». Тайцзи — это тайсюй (оба понятия используются в древней китайской философии, означают Космос, некую первозданную субстанцию. -Прим. пер.). Атрибутом «тай» (большой, космический) является «цзи» — гипотетический предел бесконечности, то, что еще не произошло во вселенной; «сюй»- это космическая пустота, отсутствие материальных предметов, обитель Великого духа, источник Света, начало всех начал. Движение рождает светлое начало (ян), покой порождает темное начало (инь). Непрерывное взаимодействие этих двух начал лежит в основе тайцзи.

Инь-ян — эта важнейшая категория древней философии — призвана объяснить взаимодействие и взаимозаменяемость всего сущего во всем разнообразии предметов и явлений. В основе концепции лежит единство противоположностей, взаимопереход одного в другое; этот же принцип лег в основу боевого искусства, и именно по аналогии с философской категорией оно получило название тайцзицюань (цюань — досл. кулак; в широком понимании — искусство кулачного боя. -Прим. пер.). Движения в комплексах тайцзицюань строятся на бесконечных взаимопереходах и трансформациях противоположностей (инь-ян, жесткости (ган) и мягкости (жоу), внутреннего настроя и внешних проявлений, действий верхней и нижней частей тела, замедлений и ускорений, формы и содержания, движений по ходу разматываемого клубка (шунь) и против (ни).

Занятия тайцзицюань требуют полной самоотдачи и длительных тренировок — только в этом случае можно овладеть мастерством (гунфу) «пять инь — пять ян», т.е. проникнуться духом тайцзи. Такой уровень мастерства подразумевает органическое сочетание естественности и справедливости духа, истинности и чистоты духа, баланса инь-ян, координации всех проявлений и форм энергии тела: внутренней, внешней, верхней, нижней.

Искусство танцзицюань ведет свое начало из деревни Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань.

Деревня Чэньцзягоу расположена на горном перевале Цинфэнлин к востоку от уездного города Вэньсянь; шесть веков назад место, где находилась эта деревня, называлось Чанъянцунь. В историки-географическом описании уезда Вэньсянь сказано: «В первые годы под девизом царствования Хунъу (1368 — 1396) эпохи Мин (китайская династия 1368 — 1644 гг. н.э. -Прим. пер.) монгольское войско Тимура обороняло Хуайцинфу (уезд Басянь, в состав которого входил Вэньсянь, находился в ведении властей города Хуайцинфу); армия Минов, предпринимавшая многочисленные наступательные действия, так и не смогла взять этот город приступом. Когда же наконец город был покорен, император Тайцзу перенес свой гнев на народ, начались массовые репрессии, многочисленные убийства коренных жителей; три раза пронеслась над городом истребляющая волна императорского гнева. Все было опустошено, разорено. Впоследствии началось массовое переселение в этот район жителей из провинции Шаньси, поэтому в этих местах до сих пор существует присказка: «Спроси меня, откуда мои предки, и я отвечу — из провинции Шаньси».

Основателем династии Чэнь считается Чэнь Бу, родом из Цзэчжоуцзюнь (совр. город Пучэн) провинции Шаньси. Чэнь Бу несколько раз менял место жительства: вначале переехал в уезд Хунтунсянь провинции Шаньси, затем на седьмом году девиза царствования Хунъу (1374) перебрался в Хуайцинфу (совр. город Циньян). Чэнь Бу хорошо владел искусством кулачного боя и фехтования оружием; отличаясь добрым и отзывчивым нравом, снискал любовь и уважение соседей. Свое отношение к Чэнь Бу благодарные соседи выразили тем, что назвали его именем место, где он жил — Чэньбучжуан (чжуан-поселок. -Прим. пер.). После победы Народной революции 1949 года этот поселок вошел в состав уезда Вэньсянь и по настоящее время носит это название. Чэньбучжуан находился почти в низине, частые разливы заставили Чэнь Бу переехать в деревню Чанъянцунь, расположенную в 10 км от Вэньсянь.

Деревню Чанъянцунь пересекал глубокий овраг, и по мере усиления влияния семейства Чэнь в этих краях ее стали именовать Чэньцзягоу (досл. Овраг семейства Чэнь).

После переезда в Вэньсянь Чэнь Бу решил прочно обосноваться на этой земле и заложить основы семейного очага. Шестое поколение семейства Чэнь жило еще «под одной крышей», семья крепла и процветала — в седьмом поколении было уже несколько семейных хозяйств. Для защиты родных мест и обеспечения спокойствия во всем районе было создано общество, в котором молодое поколение обучалось боевому искусству.

Следует отметить, что все сведения об истории семейства до 1711 года почерпнуты из устных преданий, письменных свидетельств не сохранилось. Известно, что к 1711 году представитель десятого поколения Чэнь Гэн установил мемориальный камень в честь основателя рода, на котором была высечена краткая история жизни и деятельности Чэнь Бу. Много воды утекло за триста с лишним лет до момента появления первого письменного памятника, значительная часть сведений о людях, делах, событиях, связанных с изучением ушу, оказалась утраченной. Семейная хроника, в которой письменно зафиксировано историческое развитие цюаньшу (искусство кулачного боя), дает описание событий и людей начиная с девятого колена, когда главой рода являлся Чэнь Вантин.

В Историко-географическом описании уезда Вэньсянь и Семейной хронике Чэнь записано: «Чэнь Вантин был очень известным мастером цюаньшу в конце эпохи Мин. Рассказы о его необычном искусстве передавались из поколения в поколение».

Чэнь Вантин, второе имя Чэнь Цзоутин (1600- 1680), жил в конце эпохи Мин, начале Цин (эпоха Цин — 1644 — 1911. -Прим. пер.). Он был не только выдающимся воином, блестяще владел искусством кулачного боя и фехтования оружием, но также был человеком высокообразованным, склонным к теоретическим исследованиям. Особенно хорошо он был известен в провинциях Хэнань и Шаньдун. В то время в провинции Шаньдун было очень неспокойно, разбойники грабили и убивали людей, однако одно только упоминание о Чэнь Вантине действовало на бандитов устрашающе и являлось гарантией спокойствия.

На склоне лет пожилой мастер занимался обобщением материалов по цюаньшу, отбирал все лучшее из опыта других школ, разрабатывал теорию взаимодействия противоположностей инь-ян, составлял руководство по цзинло; занимаясь вопросами энергетических трансформаций и саморегуляции, создал целостную систему тайцзицюань на основе взаимодействия инь-ян, ган-жоу. Его система включала пять компмлексов тайцзицюань, комплекс «паочуй» (пушечные удары), «108 действий чанцюань» (чанцюань — досл. длинный кулак, в названии содержится аналогия с непрерывным потоком реки Янцзыцзян, китайское название Чанцзян — длинная река -Прим. пер.), спарринг «туйшоу» (досл. толчки руками), фехтование мечом, копьем, шпагой, четырехгранным хлыстом и спарринг «чжаньцян» (досл. склеившиеся копья). Следует отметить, что спарринговые комплексы отличались совершенно новым стилем, впервые разработанным Чэнь Вантином.

Многое из наследия Чэнь Вантина за долгие века было утрачено. Сохранились ода «Цюаньцзин цзунгэ»(Во славу кулачного боя) и один раздел «Чандуаньцзю» (Слово о преимуществах и недостатках или о длинном и коротком оружии). «Слово», в частности, содержит такие строки: «В преклонном возрасте вспоминаю с благодарностью прошедшую жизнь — годы борьбы за справедливость и спокойствие, не раз приходилось смотреть опасности в глаза. Сейчас же иногда коротаю время за книгой, пишу о боевом искусстве, не забываю пахать землю, с удовольствием передаю свой опыт внукам и племянникам…».

Своеобразие системы Чэнь Вантина заключено в следующем:

1. Сочетание искусства кулачного боя с саморегуляцией и сменой энергии (дыханием). Это правило относится к сфере «воспитания тела». Оно заимствовано у великого врача Хуа То, жившего в конце эпохи Хань (эпоха Хань — 206 г. до н.э.- 220 г. н.э. -Прим. пер.), предполагает сочетание подражания повадкам зверей и птиц (гибкости, зоркости, прыгучести) с дыхательными движениями. Такое подражание называется «Игры пяти зверей и птиц», впоследствии оно же легло в основу «цигун» (способ укрепления здоровья посредством применения силы «ци», т.е. живительной силы духа, цигунтерапия. -Прим. пер.) и внутренней саморегуляции.

Чэнь Вантин соединил систему координированных действий рук, глаз, корпуса, ног с саморегуляцией и энергетическими трансформациями, его искусство также подразумевает единство сознания, дыхания и действия, т.е. предполагает органическое единство внутреннего настроя (состояния) и внешних проявлений.

2. Сочетание ушу и учения о цзинло. Под цзинло понимают каналы, идущие от внутренних органов, по которым циркулирует дух и кровь, нарушения в системе этой циркуляции приводят к болезням. Правильная и бесперебойная циркуляция является залогом крепкого здоровья и долголетия. Чэнь Вантин, основываясь на результатах собственного опыта, обобщил принципы теории цзинло и создал комплексы тайцзицюань, все движения которых предусматривают круговые вращения.

3. Создание единоборства «туйшоу». Все системы ушу, пришедшие из древности, строились на пяти основных боевых действиях: ти, да, шуай, на, де (ти — толчок ногой; да — удар; шуай — бросок; на — досл. хватать, держать, предполагало прижатие артерий, жесткую фиксацию мышц, костей и суставов противника; де — падение, маневры ногами во время приземления. -Прим. пер.). Такие действия на практике могли привести к серьезным ранениям и травмам, поэтому в тренировках превалировала условность, символичность. Была разработана методика таких условных упражнений, однако, пользуясь подобной методикой, было очень сложно повышать уровень техники, поскольку она не позволяла в полной мере совершенствовать драгоценный опыт, накопленный многими поколениями мастеров. Учитывая все это, Чэнь Вантин создал единоборство туйшоу. Его система, сравнительно безопасная с точки зрения травматизма, явилась комплексным практическим руководством для отработки техники рукопашного боя.

4. Создание спарринговых систем фехтования копьями и шестами. Чэнь Вантин создал систему спарринга «чжаньцян», в основе которой лежит искусство непрерывного изменения позиций при постоянном контакте копий, а также систему «восемь гань» (гань — род палки, шест) — обе эти системы являются основными в единоборстве тайцзицюань с использованием длинного оружия. В этих системах реализуется оригинальная идея передачи разматывающейся по ходу «чань» энергии — от бойца к оружию, т.е. имеет место синтез искусства кулачного боя школы Чэнь и фехтования. Новации Чэнь Вантина привели к упрощению многих моментов в фехтовании длинным оружием и одновременно с этим открыли новые горизонты в повышении уровня мастерства.

5. Создание теории тайцзицюань. Теория тайцзицюань Чэнь Вантина создавалась на основе личного опыта самого мастера и обобщения опыта народного ушу эпохи Мин. Эта теория включает идею круговых вращений, категории жоу и ган, ши (упор, нагрузка) и сюй (свободное состояние, отсутствие нагрузки), шунь и ни, трансформации воли и духа, а также необходимость постоянного контроля за действиями противника. Чэнь Вантин утверждал, что ган содержится в жоу, ши следует противопоставлять сюй и, наоборот, изменения в направлении (по шунь — ни) (т.е. переходы от центробежных к центростремительным движениям и обратно зависят от изменений в объективных условиях), воля управляет духом, энергия накапливается и перемещается, противник должен находиться под постоянным контролем, в то время как боец тайцзицюань должен представлять для него загадку. Эти идеи выражены в первых двух фразах оды «Цюаньцзин цзунгэ»: «Противник не может предугадать моих действий — мои вращения ему неподвластны». Это есть не что иное, как указание на необходимость отрабатывать комплексы тайцзицюань на основе тактики гибкого реагирования с тем, чтобы добиться высшего мастерства «одолевать вес в тысячу цзиней усилием в два ляна» (цзинь — около 0,5 кг; лян — 50 г).

Расцвет тайцзицюань продолжался в Чэньцзягоу и после Чэнь Вантина. Старики, дети, женщины, даже младенцы принимали участие в тренировках. Были в ходу даже присказки типа: «Выпил воду в Чэньцзягоу — победил врага любого». Подобное устное творчество очень хорошо отражало ситуацию с изучением тайцзицюань в то время. Именно дух неподдельного интереса к тайцзицюань, серьезность подхода к изучению системы явились причиной ее популярности на протяжении многих веков.

Выдающимся специалистом школы Чэнь в четырнадцатом поколении был Чэнь Чжансин, второе имя Чэнь Юньтин (1771 — 1853). Им написаны работы «Тайцзицюань ши да яолунь» (Десять основных суждений о тайцзицюань), «Тайцзицюань юн у яоянь» (Рассуждения об использовании оружия в тайцзицюань), «Тайцзицюань чжаньдоу пянь» (Боевой аспект в тайцзицюань). Он творчески переработал и обобщил традиционные комплексы «лао цзя», которые существуют и по сей день — первый комплекс, второй комплекс (паочуй). Впоследствии всю систему тайцзицюань стали называть «лао цзя» или «да цзя» (большие рамки).

Чэнь Чжансин был профессиональным телохранителем (охранником), ему приходилось работать также в провинции Шаньдун. Его имя было широко известно в кругах специалистов ушу. Рассказывают, что когда он смотрел спектакли, стоя перед сценой (в старых китайских театрах не было сидячих мест) в окружении многотысячной толпы, и кто-нибудь пытался вытеснить его с удобного места, то «коса находила на камень», сдвинуть или столкнуть его было невозможно. Современники называли мастера «господин Таблица предков» (из-за строгой приверженности к классическим семейным традициям).

Его сын Чэнь Гэнъюнь также прекрасно владел искусством кулачного боя, он пошел по стопам отца и более десяти лет проработал телохранителем в Шаньдуне, являясь грозой для бандитов и разбойников. Благодарные жители Шаньдуна воздвигли ему мемориальный камень с описанием его славных дел. Сыновья Чэнь Гэнъюня Чэнь Яньнянь и Чэнь Яньси также были известными мастерами тайцзицюань. Учеником Чэнь Чжансина был Ян Лучан.

Еще одним представителем четырнадцатого поколения был Чэнь Юбэнь. Он внес определенные коррективы в структуру имеющихся комплексов, отказался от некоторых сложных действий и движений, связанных с выпуском энергии. Размеры его «рамок» (имеется в виду амплитуда вращательных движений. -Прим. пер.) были такие же большие, как и в «лао цзя». Впоследствии его систему стали называть «синь цзя» (новые рамки) или «сяо цзя» (малые рамки).

Представитель шестнадцатого поколения Чэнь Цинпин распространял свое мастерство в деревне Чжаобаочжэнь (2,5 км к северо-востоку от Чэньцзягоу), где он жил в семье жены. Он также внес свои поправки в исходные комплексы, придал им большую динамичность, однако усложнил структуру; его комплексы направлены на постепенное совершенствование навыков кулачного боя. Система получила название «Чжаобао цзя».

Представителем шестнадцатого поколения был Чэнь Синь, второе имя Чэнь Пинсань (1849 — 1929). На протяжении веков тайны мастерства тайцзицюань передавались от поколения к поколению в устной форме, письменных разработок было очень мало. В целях творческого развития наследия своих предков Чэнь Синь начал письменно фиксировать положения теории и практические рекомендации. За 12 лет он создал четырехтомный труд «Чэньши тайцзицюань тухуа цзянъи» (Наглядное изложение системы тайцзицюань школы Чэнь), в котором обобщил опыт предшествующих поколений мастеров клана Чэнь. Эта работа является важнейшим фундаментальным исследованием теории тайцзицюань; в ней нашли отражение законы динамики, функционирования каналов «Цзинло»; в основу теории положено действие центробежной и центростремительной силы, а также законы внутренней энергии. Из других трудов Чэнь Синя следует отметить «Чэньши цзячэн» (Семейная хроника Чэнь), «Саньсаньлю цюаньпу» (Варианты кулачного боя).

Представитель семнадцатого поколения Чэнь Факэ второе имя Чэнь Фушэн (1887 — 1957), внес огромный вклад в дело развития и пропаганды тайцзицюань. С 1929 по 1957 год он преподавал в Пекине искусство кулачного боя. Свою систему он построил на принципах взаимодействия ган и жоу, а также на сочетании приемов, предусматривающих захваты, толчки, отклонения, броски через плечо и корпус, подсечки, удары. Он в совершенстве владел техникой, хорошо разбирался в людях, умел мастерски распознать психологию противника. Его справедливость и высокие моральные качества (воинская этика) снискали ему почет и уважение. У Чэнь Факэ было много учеников и последователей, среди них Шэнь Цзячжэнь, Гу Люсинь, Хун Цзюньшэн, Тянь Сючэнь, Лэй Муни, Фэн Чжитян, Ли Цзинъу, Сяо Цинлин. Его сыновья Чэнь Чжаосюй и Чэнь Чжаокуй и дочь Чэнь Юйся также великолепно владели искусством тайцзицюань. Чэнь Чжаокуй сам преподавал боевое искусство в Пекине, Шанхае, Чжэнчжоу, Цзяоцзо (он обучал в основном по системе «83 позиции синь цзя») Чэнь Чжаокуй воспитал целую плеяду последователей и внес значительный вклад
в дело распространения тайцзицюань.

Представителем восемнадцатого поколения был Чэнь Чжаопи, второе имя Чэнь Цзифу (1893 — 1972). В 1928 г. братья Лэ Юшэн и Лэ Дутун, хозяева национальной аптеки Тунжэньтан города Бэйпин (Бэйпин — название Пекина в те годы. -Прим. пер.), в знак преклонения перед искусством семейства Чэнь через влиятельного посредника обратились в соответствующие инстанции г. Синъян провинции Хэнань с просьбой оказать любезность и направить к ним учителя из Чэньцзягоу. Выбор старейшин пал на мастера Чэнь Чжаопи, который и отправился в столицу. В октябре 1928 г. в газете «Бэйпин ваньбао» («Вечерний Бэйпин») было опубликовано обращение, написанное Ли Цинлинем (земляком Чэнь Чжаопи), в котором, в частности., говорилось: «Ушу в нашей стране должно служить целям защиты Родины, необходимо поднять это искусство на самый высокий уровень».

Теория Чэнь Чжаопи отличается глубиной, испытана практикой на протяжении десятков лет, им созданы такие труды, как «Чэньши тайцзицюань хуэйцзун» (Наследие тайцзицюань школы Чэнь), «Тайцзицюань жумэнь» (Введение в тайцзицюань), «Чэньши тайцзицюань туцзе»(Иллюстрированное пособие по тайцзицюань школы- Чэнь), «Чэньши тайцзицюань лилунь шисань-пянь» (Тринадцать теоретических разделов по тайцзицюань школы Чэнь).

Среди его учеников были Чэнь Сяован, Чэнь Чжэнлэй, Ван Сиань, Чжу Тяньцай. Чэнь Чжаопи был высокоморальным, бескорыстным человеком, пользовался заслуженным авторитетом как в Китае, так и за рубежом. Его вклад в дело распространения тайцзицюань трудно переоценить, с его именем связана целая эпоха в развитии тайцзицюань.

В Чэньцзягоу практикуются следующие способы боевого искусства: первый и второй комплексы «лао цзя», первый и второй комплексы «синь цзя», первый и второй комплексы «сяо цзя», спарринг «туйшоу». Искусство владения оружием представлено комплексами:
фехтование мечом, двумя мечами, копьем «цветы сливы» против палки «белой обезьяны», шпагой, двумя шпагами, большим мечом Чуньцю (Чуньцю — исторический период «Весны и Осени», 722 — 481 г. до н.э. -Прим. пер.), шестом — три разновидности. Во всех этих системах упражнений сохранены изначальная техника и традиционный стиль.

Искусство тайцзицюань, начало которому положило семейство Чэнь, в результате исторического развития общества (в особенности за последние сто лег) разделилось на несколько направлений. В настоящее время кроме школы Чэнь система тайцзицюань также представлена школами Ян, У, У, Сунь (две школы У, фамилии записываются разными иероглифами. -Прим. пер.)

перевод с кит. Л.Н. Алиева

Происхождение и развитие тайцзицюань. Чэнь Чжэнлэй
Tagged on: