Тщательные исторические исследования показали, что боевые искусства процветали и в Китае, и в Индии задолго до путешествия Бодхидхармы.
Индия, в которой родился Будда, состояла из многочисленных маленьких королевств и всегда была землей воинов. В доисторические времена в Индии существовал целый класс, чья функция была — воевать. Они поддерживали короля в его ссорах с соседями и поэтому постоянно развивали бойцовские традиции.
Калари пайату — сугубо национальный вид боевых искусств, возраст которого уже перевалил за 6000 лет, причем его корни идут из деревень Южной Индии. Интересно, что даже в традиционном фольклоре и классическом танца можно увидеть связь с калари пайату. Например, в индийском танце очень много позиций, схожих с позициями в боевых искусствах.

Калари пайату практикуется исключительно жителями деревень, которые настолько консервативны, что сама мысль об изучении иностранных боевых систем кажется им смешной. Калари пайату глубоко проникла в социальную и религиозную жизнь крестьян Южной Индии, довольно редко выходя за пределы штата Керала, который считается центром развития этого боевого искусства. Интересно, что в Дели, например, местные жители удивленно разводят руками, когда их спрашивают о калари пайату. Не слышали о таком.
Учителя калари называют Ашан. По имени даже родители не будут называть — Ашан, и все. Жизнь мастеров в различных деревнях протекает примерно по одной модели — после утренних занятий с учениками они принимаются за свою другую главную обязанность. Они лечат односельчан. Это обычно для боевых искусств. Учитель должен уметь лечить. Человек, долгое время изучающий боевые техники, начинает постепенно осваивать медицинские знания почти каждый день во время занятий кто-нибудь получает повреждения.
Молодого ученика Ашан учит лечить синяки и растяжения. Как только он становится продвинутым учеником с возможностью со временем стать мастером, его познания должны быть более широкими. Ученик начинает изучать, как вправлять кости и лечить внутренние повреждения. Многие мастера, кстати, так и остаются на этом уровне медицинских познаний. Другие же продолжают изучение полного курса своей национальной медицины.
Перед тем как ученик начнет тренировать калари пайату, учитель должен сделать ему ежедневный массаж.
Все мастера калари пайату владеют разными видами массажа. Один из самых мощных видов — ножной массаж. Мастер держится за веревку, натянутую поперек комнаты, и ходит по намазанной специальным маслом спине больного.
Некоторые учителя даже содержат небольшие частные больницы. Они не дают никакой прибыли — только немногие крестьяне могут заплатить немного рупий за свое лечение.
Название Калари пайату состоит из двух слов: калари означает место боя или тренировки, пайату — мастерство, практика. Техника Калари Паяту родилась из наблюдений за движениями 8 свирепых животных: слона, льва, тигра, лошади, боевого кабана, боевого петуха, буйвола и кобры. Основа Калари Паятту являются 4 вида упражнений: кай садхакам (садхакам для рук), каль садхакам (для ног), пакар чакаль садхакам (прыжки, основанные на силе дыхания), мэй садхакам (садхакам для тела). Слово садхакам означает каждодневную практику до стадии приобретения сиддхи — особой концентрации в теле физической и духовной энергии, дающей экстраординарные способности.


Есть северный и южный стили этого боевого искусства, они имеют тесную связь между собой. В северных стилях придают большое значение секретности: занимаются ночью и только в специальных помещениях. Есть небольшие различия в технике — в северном стиле много высоких прыжков с ударами ногами, очень низкие стойки. В южном — высокие прыжки и некоторые удары ногами взяты из северного, стойки более твердые, более сильное развитие рук, плеч и торса. В обоих стилях калари пайат есть четыре главных направления: техника без оружия, включающая в себя удары, блоки, заломы и захваты; техника с палками; техника с разнообразным оружием; для наиболее продвинутых — секретная техника поражения жизненно важных точек, известная в Индии как «марма-ади». Кроме этого, изучаются различные техники против оружия и палок с использованием бросков и замков. Соревнований как таковых, нет. Проводятся, в основном, показательные выступления, так как приемы здесь довольно травматичны. Есть интересные показательные бои с длинными палками, в которых мастера намазывают мелом оба конца и тычком стараются попасть в жизненные точки противника. Судьи подсчитывают количество меловых отметин в точках, и побеждает тот, кто нанес больше точных ударов. Техника должна быть филиграннейшей, иначе они просто покалечат друг друга.
У каждого учителя должен быть свой храм — калари. Это небольшие постройки для тренировок — спортзалы, по-нашему. Внутри обязательно должен быть алтарь, где стоят изображения богов, главным из которых является Кали, богиня войны.
Те ученики, кто интенсивно прозанимался несколько лет, имеют прекрасное здоровье, превосходную психику, огромную подвижность, скорость и выносливость. Они никогда не занимаются разбиванием кирпичей и досок, но за счет специальных методов тренировки и закалки их конечности превращаются в мощное оружие, не знающее боли. Учителя говорят, что в калари пайату надо уметь разбивать не кирпич, а кости противника.
После того как старшие ученики завершают свои суровые тренировки калари пайату, некоторые из них пытаются проникнуть более глубоко в мудрость и знание учителей. Только избранным позволено изучать высший курс. И есть только два пути: лечение по традиции великой Аюрведы или секретное боевое искусство «марма-ади», удары по жизненно важным точкам. Больше того, индийские мастера калари пайату имеют доступ к почтенному медицинскому познанию, впервые записанному в састрах, древнейших буддийских трактатах, написанных на пальмовых листьях и передающихся от учителя к ученику.
Сушрута-Самхита, медицинская састра, датируе-мая между вторым и четвертым веками до нашей эры и написанная индийским хирургом и физиком Сушру-той, содержит специфическую информацию о 108 точках на нашем теле, результатом воздействия на которые будет мгновенный паралич, резкая боль, потеря сознания и даже мгновенная или отсроченная смерть.
Конечно, те кто хочет узнать секреты марма-ади, должны годами усердно тренироваться, пока мастер сможет доверить им столь смертоносную информацию.
Мастера марма-ади, согласно традиции боевых искусств, знают, как оживить, привести в чувство пораженного в болевую точку. Они делают специальный массаж, вправляют кости и суставы, используют лекарства из трав. В Южной Индии есть всего несколько мастеров, которые, кроме марма-ади, не практикуют ничего больше.
Штат Керала — святое место в Индии для боевых искусств. Естественно, здесь есть и другие школы — каратэ, кунг фу, джиу-джитсу и т.д. Однако для местных жителей все эти школы представляют мало интереса. Наоборот, европейцы и американцы приезжают сюда поучиться калари пайату. Не все, правда, остаются на-долго — очень уж тяжелые тренировки, да еще и ритуалы не многим по душе. Каждый день, вернее, утро, тренировка в калари начинается с того, что ученик кланяется в ноги Ашану, дотрагивается до его ступни. Так он выказывает уважение и признает тот факт, что готов полностью подчиниться учителю. Согласитесь, не каждый сможет подавить в себе самолюбие и поклониться в ножки пусть даже и учителю. Не привыкли.
Все школы калари — это тантрические школы. Тантрические традиции калари — старейшие в Индии. Все ученики с самого начала получают простейшие тантрические познания. Они изучают секретные дыхательные системы — пранаямы. Но только те ученики, которые действительно для этого подходят — может быть, один из сотни, — получают полное учение о дыхании и медитации. Учитель долгое время проверяет, кто как себя ведет, уважает ли старших, усерден ли в тренировках, хороший ли у него астрологический прогноз для учения. И если все так как надо — он счастлив передать все учение. Остальным это будет бесполезно — надо постичь всю глубину калари, не только выучить несколько приемов.
«Боевой спорт»
четвертый/2003
Текст: Игорь Шерман

Калари пайату — древнейшее воинское искусство Индии.
Темы: