Лю Сичуань – монах даосского монастыря Логуан в провинции Шаньси, учёный секретарь шаньсийского института исследования даосской культуры и искусства, мастер уданской школы Тайцзи, член Ассоциации исследования уданских боевых искусств.
У нас есть несколько вопросов к наставнику Лю.
В. К даосскому учению в нашей стране сейчас возникает всё больший интерес. Но для большинства – это легенда, наполовину — выдумки.
Очень важно получить информацию из первых рук. Может ли наставник Лю кратко рассказать о сути даосского учения?
О. Во-первых, мой уровень понимания даосизма не очень высок*,
(*Примечание: пример обязательной китайской скромности)
и я не считаюсь в Китае высоким наставником, во-вторых – даосский путь – это процесс, это очень сложно. Даосская философия включает в себя известные понятия, например, “У-вэй”, многие алхимические термины и т.д.
В. Можно ли сказать, что даоссое учение – это Путь доброго сердца?
О. В двух словах можно сказать, что совершенство Дао — это совершенство своего сердца.
В. А почему тогда получается, что даосское учение окружено громадным количеством сказок о том, что даосы умеют летать и делать всякие другие волшебные вещи? Это — качество человеческой природы, или это – другие вещи?
О. Во-первых, существует сложность перевода на иностранные языки даосских трактатов, поэтому может возникать путаница, во-вторых, эти качества – одно из проявлений совершенствования человека, но совсем не самое главное.
В. Мы хотим, чтобы даосское учение, несомненно приносящее пользу, развивалось и в нашей стране.
О. Это хорошо. Но не надо людям предлагать его насильно, это должно быть естественно. Даосские знания помогают человеку облегчить его жизнь, сохранить здоровье и совершенствовать свою природу в пользу лучшего и помогать другим людям.
В. У нас в стране – православие – самая распространённая вера, и это – учение о бессмертии. Как эти два учения могут сосуществовать? Есть ли какие-то противоречия?
О. В Китае есть пословица, что на небе нет двух Дао, есть Единое. Смысл одинаковый, Иисус, Дао и Господь…
В. Есть ли какая-нибудь вероятность, что наставник Лю приедет в Россию с лекциями?
О. Нужен хороший переводчик… и др. организационные вопросы.
В. Какова жизнь в современном даосском монастыре?
О. День начинается рано. Существует практики сидячей медитации (Да дзо), подобно той, то мы делали здесь, есть время для изучения текстов, медицины, своего стиля Тайцзи-цюань и У-шу (для отдельных монахов). Писать и публиковать статьи и доклады по истории и сути даосского учения. Современные условия существования естественно влияют, поэтому приходиться изучать и пользоваться компьютером…
В. Я очень рад, что участвовал в практиках, несмотря на все трудности, есть ощущение хорошего результата, в том числе – расширение осознавания и ясности в голове. Мы наверняка опубликуем эти комплексы упражнений.
О. Это – вопросы судьбы.
Наши благодарности наставнику.