Тело — это вместилище духа и энергии. Коли дух и энергия пребывают в теле, то здоровье у нас крепкое и силы много. А если дух и энергия рассеиваются, то мы умираем. Желая сберечь своё тело, нужно прежде привести к покою дух и энергию. Энергия — мать духа, а дух — сын энергии. Желая успокоить дух, нужно прежде тренировать изначальную энергию. Когда в теле есть энергия, дух находит упокоение в море энергии, а когда море энергии полно до краёв, сердце покойно и дух незыблем. Тогда тело может сохраниться навеки, мы прильнём к истоку Пути и собственными усилиями стяжаем святость.

Когда энергия пронизывает дух, а дух наполняет наши сознание и жизнь, судьба пребывает в нас самих, и мы соединяемся с подлинной природой в нас. Тогда мы странствуем вместе с солнцем и луной и проникаем в сокровеннейшие глубины Пути. Тот, кто хочет постичь это искусство, первым делом должен отказаться от зерновой пищи, успокоить сердце и море энергии, поместить дух в киноварном поле, устранить все мысли, и, наполнив до краёв море энергии, в себе открыть изобилие жизни. Если сосредоточенно заниматься этим, то в сто дней достигнешь «малого свершения», а за три года дойдёшь до «большого свершения».

Сначала проходишь «пять этапов», а потом восходишь по семи ступеням. Тогда все превращения духа будут свершаться в тебе сами собой, и ты нигде не будешь знать преград. Коли дух наполнит киноварное поле, тело и сердце не ослабнут вовеки, ты станешь обликом подобным прекрасному юноше и превратишься в небожителя.
Тот, кто по своей воле появляется и исчезает и кто на себе познал бесчисленные превращения духа, того зовут «спасшимся от мира», а прозвище ему — Настоящий Человек. Возраст его сравниться с возрастом Неба и Земли, долголетию он не уступит солнцу и луне. А метод этот не требует «поглощения энергии», глотания слюны или мучительных упражнений. Когда надо есть — ешь, когда надо отдыхать — отдыхай, живи свободно, ничем себя не утесняя.

Пять этапов постижения Пути суть следующие:
Первый этап: в сердце мало покоя и много волнения, сознание опутано мыслями, в отношении к вещам нет постоянства, и мысли мчаться вперёд без удержу, словно дикая лошадь. Таково сердце обыкновенных людей.
Второй этап: Сердце понемногу склоняется к покою, но ещё рассеяно, и трудно держать его в узде. Но уже есть усердие и разумные помыслы: таково начало искания Пути.
Третий этап: в сердце волнений и покоя поровну, и покой в сердце уже как будто достижим. В сердце покоя и рассеянности поровну, и усердие в постижении Пути уже становиться привычным.
Четвёртый этап: в сердце много покоя и мало волнения, а владение
своим сердцем стало привычным. Уже есть навык умственного сосредоточения, и когда внимание теряется, его можно быстро восстановить.
Пятый этап: в сердце царит покой, и делаешь дело — и как будто ничего не делаешь, даже под воздействием извне в сердце не возникает волнения. Есть полное владение сердцем, и нет места рассеянию духа.

С этой поры надлежит пройти семь ступеней.

Первая ступень: исчезла всякая скованность и недомогание, тело лёгкое, а сердце безмятежное, оставляешь думанье и проникаешь во внутреннее, дух и энергия покойны, шесть чувств не ведают волнения, обнимаешь Единое, держишься середины, каждый день несёт новые радости. Это называется постижением Пути.
Вторая ступень: преодолено всё обыденное и ограниченное, обликом вновь уподобился юноше, телу вольготно, сердце в покое, открылось духовное зрение, находишь новое место для жительства.
Третья ступень: жизнь продлилась на тысячи лет — такого зовут
«небожителем». Он обитает на святых горах, летает по воздуху, ему
прислуживают прекрасные юноши, для него поют яшмовые девы: он парит в
поднебесье вместе с лёгкими облаками и ступает по туманной дымке.
Четвёртая ступень: тело наполнено энергией и излучает сияние —
такого зовут «настоящим человеком». Жизнь и смерть — в его воле, днём
и ночью из него льётся свет, он пребывает во дворце священной пещеры, и ему прислуживают небожители.
Пятая ступень: энергия претворилась в дух — такого зовут «духовным человеком». Ему подвластны все превращения мира, ему ведома неисчерпаемая польза, его сила сливается с действием Неба и Земли и способна сдвигать горы и осушать моря.
Шестая ступень: дух превратился в явленность мира — такой зовётся
«совершенным человеком». Духом слился с божественной силой мирозданья,
не имеет устойчивого облика, превращается, следуя творящему началу
жизни, и обретает обличье, откликаясь вещам.
Седьмая ступень: телом возносишься к Неизменному, пребываешь в мире божеств вместе с Яшмовым владыкой Великого Пути, вокруг тебя соберутся все мудрейшие и достойнейшие мужи; достигаешь высшей подлинности, проникаешь в сокровеннейшие глубины превращений, постигаешь природу всех вещей. Тот, кто дошёл до этой ступени, постиг исток Пути и превзошёл всякое деяние. Такого зовут «достигшим предела».
Нынче же люди день ото дня всё больше теряют знание о Пути: они не в состоянии подняться и на одну ступень, где уж им приобщиться к божественной силе мира!
Утробное дыхание и безмятежное созерцание — таковы пути сбережения духа и владения телом. Искусство это передаётся изустно и не записывается в книгах.
Совершенный человек, обладающий полнотою жизненной силы, да воспримет это искусство! Надлежит со всем тщанием в нём разобраться и отбросить прочь сомнения.

Антология даоссизма. перевод Малявина и Виногродского.

О СБЕРЕЖЕНИИ ДУХА И ТРЕНИРОВКЕ ЭНЕРГИИ. Сунь Сымяо.
Темы: